Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОФАНОВ ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
45, С. 497-503 опубликовано: 18 августа 2021г.


МИТРОФАНОВ ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Гравюра. 1872 г.
Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Гравюра. 1872 г.

Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Гравюра. 1872 г.

Находился в г. Воронеже. Основан в 1836 г. После обретения в 1831 г. мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского, и причисления его в 1832 г. к лику святых 16-17 сент. того же года в Воронеже для поклонения мощам пребывал имп. Николай I Павлович. Эти события позволили свт. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) в 1834 г. обратиться в Синод с предложением об учреждении нового монастыря «для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских». Свт. Антоний предлагал настоятелем М. В. м. быть «местному архиерею, согласно заведению, в лаврах принятому, и иметь ему жительство в своем доме, а кафедральным собором, вместо Благовещенского, в коем опочивают святые мощи, назначить Троицкий градский собор». К докладу были приложены планы Воронежа и Благовещенского собора, а также приписанных к нему архиерейского дома, консистории и духовного уч-ща, возведение к-рых свт. Антоний намеревался осуществить в буд. мон-ре. Воронежский губернатор Д. Н. Бегичев, поддержавший инициативу архиепископа, обратился в Мин-во внутренних дел и просил содействия начинанию архиерея. Поддержка губернатора была необходима. Наплыв паломников (до 60 тыс. чел.) к мощам свт. Митрофана в 1830-1831 гг. привел к вспышке холеры, что вызвало опасения в Мин-ве внутренних дел. Синод, рассмотрев 30 нояб. 1835 г. обращение свт. Антония, в докладе имп. Николаю I сообщал, что после прославления святителя Благовещенский собор «сделался местом беспрерывного собрания благочестивых посетителей... сюда стекаются во множестве почти из всех областей империи всякого состояния люди». В итоге свт. Антонию было разрешено учредить при соборе муж. мон-рь «с малыми пожертвованиями от казны». Обители присваивался 1-й класс с настоятельством епархиального архиерея и именованием кафедрального Митрофанова Благовещенского мон-ря. Штат М. В. м. планировалось объединить со штатом архиерейского дома, обитель «снабдить от казны землями и угодьями», а служителей кафедрального собора перевести в городской Троицкий собор, «чтобы в монастыре были одни монашествующие». 1 авг. 1836 г. император, рассмотрев доклад Синода, собственноручно определил: «Быть по сему».

Одновременно был утвержден штат нового монастыря: настоятель, наместник, казначей, 8 иеромонахов (в т. ч. ризничий), 4 иеродиакона, 2 пономаря, просфорник, ключник (он же хлебодар), чашник, 8 монахов, 5 «больничих». На содержание братии было выделено 1353 р.; на текущие потребности планировалось отпускать ежегодно 1975 р., а общее содержание штата должно было составлять 3328 р. 7 авг. 1836 г. Синод предписал свт. Антонию «избрать для монастыря земли, рыбные ловли, лесной участок и мельницу», «монашествующих разместить в зданиях архиерейского дома… не лишая с тем ни консистории, ни учеников с их наставниками своих помещений», начать постройку «нового для консистории флигеля собственно монастырскими способами».

1 сент. 1836 г. состоялось торжественное открытие мон-ря, к-рый стал не только церковным и общественным центром Воронежа и губернии, но и всей правосл. России. В обитель к мощам свт. Митрофана приходили паломники всех сословий со всей страны. Первым из рус. царей на поклонение мощам прибыл имп. Николай I, 8 мая 1887 г.- имп. Александр III Александрович с имп. Марией Феодоровной и вел. князьями Георгием и Николаем. 6 дек. 1914 г. М. В. м. посетил имп. св. Николай II Александрович с имп. св. Александрой Феодоровной и дочерьми Ольгой и Татианой. Все значительные события в жизни Воронежа, епархии и губернии сопровождались богослужениями и молебнами свт. Митрофану в обители. Все гласные, избранные или переизбранные в городскую Думу, принимали в монастыре присягу. В 1846 г. Н. Г. Чернышевский в обители молился святителю о помощи при поступлении в ун-т; в монастырском саду трудился буд. писатель М. Горький.

Настоятелем М. В. м. являлся правящий архиерей Воронежской и Задонской епархии. Численность братии по штату указом Синода определялась в 33 чел. В 1865 г. в М. В. м. проживали 87 насельников, а позже (без точного указания года) - уже 180 (Сергий (Петров). 2011. С. 476, 483), в 1908 г.- 69 монахов, 65 послушников.

Храмы и другие постройки

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове. В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

Первоначально Благовещенский собор не отапливался. По инициативе еп. Воронежского и Елецкого свт. Тихона (Соколова) для богослужений в зимнее время была построена и 30 дек. 1768 г. новым еп. Тихоном (Якубовским) освящена теплая ц. во имя арх. Михаила (во времена свт. Митрофана в Благовещенском соборе существовал Михайловский придел, где он завещал похоронить себя). Строительство Архангельского собора вел «искусный в каменном деле» мон. Мелхиседек (1731-1788). В 1832 г. в этом храме был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери (упразднен в нач. 80-х гг. XIX в.). С авг. 1832 по июнь 1833 г. в зимнем храме временно пребывали мощи св. Митрофана.

Благовещенский собор. Ок. 1693 г., разру-шен в 50-х гг. ХХ в. Хромолитография. Нач. ХХ в
Благовещенский собор. Ок. 1693 г., разру-шен в 50-х гг. ХХ в. Хромолитография. Нач. ХХ в

Благовещенский собор. Ок. 1693 г., разру-шен в 50-х гг. ХХ в. Хромолитография. Нач. ХХ в

Теснейшим образом с кафедральным Благовещенским собором и Михаило-Архангельским храмом было связано архиерейское подворье, постройки к-рого к нач. XIX в. образовали вместе с храмами единое целое. Окончательно эти здания составили единый комплекс благодаря проекту итал. архит. Дж. Кваренги (1745-1817). Воронежский еп. Тихон (Малинин) заказал Кваренги проект решения сев. фасада архиерейского двора. Центральным звеном ансамбля стал 3-этажный архиерейский дом, построенный при митр. Пахомии и еп. Иосифе († 1726) и замыкавший главную магистраль города, ул. Б. Московскую. Кваренги расширил архиерейский дом за счет боковых пристроек. При этом своеобразие трактовки заключалось в выделении богато украшенных крыльев, в то время как центральная часть дома выглядела очень скромно. Здания по сев. оси отделялись друг от друга промежутками, равными по длине половине фасада дома. К западу от дома Кваренги планировал возвести колокольню, к-рая завершила бы собой перспективу ул. Б. Девицкой. За колокольней последней из построек должен был стать корпус, предназначенный для консистории и семинарии. К востоку Кваренги решил возвести корпус для певчих. Все архиерейское подворье изнутри было разделено на несколько двориков. В глубине участка располагался хозяйственный двор с конюшнями и каретными сараями. Очевидно, композиция ансамбля была задумана т. о., чтобы Благовещенский и Архангельский храмы оказались за новыми постройками. Кваренги сохранил почти нетронутыми здания церковного центра города, придав ему современный для того времени облик. Замысел Кваренги был в основном осуществлен в 1784-1787 гг., но от строительства семинарского корпуса из-за финансовых затруднений отказались. Семинария заняла дом, предназначавшийся для певчих, и находилась в нем до возведения для нее в 1822 г. нового здания. Трехъярусная колокольня, увенчанная статуями евангелистов, была сооружена в 1793-1803 гг. После надстройки в 1828 г. 4-го яруса она стала архитектурной доминантой Воронежа (высота более 74 м). На колокольне висело 14 колоколов. Из них наиболее древним был полиелейный колокол - «жалованье их царских пресветлых величеств» Иоанна и Петра I Алексеевичей свт. Митрофану и воронежской соборной церкви (1688).

В архиерейском доме со времен свт. Митрофана существовало неск. последовательно сменявших друг друга домовых церквей. Первой в 1706 г. упоминается «крестовая церковь», построенная при архиеп. Арсении (Костюрине). При митр. Пахомии (Шпаковском) она была освящена во имя св. Пахомия Великого, при еп. Льве (Юрлове) - в честь Казанской иконы Божией Матери. Еп. Иннокентий (Полянский) в 1789 г. переосвятил ее в честь Софии Премудрости Божией, а еп. Епифаний (Канивецкий) в 1817 г.- во имя апостолов Петра и Павла. Наконец, в 1826 г. свт. Антоний (Смирницкий) освятил домовую ц. в честь Рождества Христова. Она была устроена на 2-м этаже, с вост. стороны от архиерейских покоев. Впосл. в церкви освятили придел во имя свт. Тихона Задонского. В 1892 г. домовая церковь ремонтировалась.

Возраставшие доходы М. В. м. позволяли обновлять и перестраивать архитектурный комплекс. Первое обновление Благовещенского собора, уже монастырского, состоялось в 1855 г. при архиеп. Иосифе (Кобыльском-Богословском). Капитальной перестройке собор подвергся в 1868 г.: он стал слишком тесен для богомольцев. Проект его расширения был выполнен архитекторами В. И. Егоровым (1823-1868) и А. А. Кюи (1824-1909). Купола, арки и всю западную стену храма разобрали и удлинили храм на 11 саж. Вместо крестообразной храм приобрел прямоугольную форму. Для поддержки сводов помимо имевшихся двух возвели еще 6 столбов. В соборе устроили хоры. На кровле вокруг главного купола появились 4 деревянные главы. Новый 3-ярусный иконостас был собран из разноцветного итал. мрамора, иконы написаны с.-петербургским худож. И. А. Тюриным. Старое печное отопление заменили водяным. После окончания всех работ, 28 сент. 1875 г., собор был освящен архиеп. Серафимом (Аретинским). На время работ мощи свт. Митрофана были перенесены в Архангельский храм.

В янв. 1892 г. Благовещенский собор пострадал от пожара, вскоре на пожертвования был отремонтирован. В 1902 г. в связи с подготовкой к празднованию 200-летней годовщины со дня кончины свт. Митрофана начался капитальный ремонт всех построек мон-ря под наблюдением городского архит. А. М. Баранова (1843-1911). Были восстановлены 4 сгоревшие главы, но уже не в дереве, а в бетоне. 7 авг. 1903 г. собор был вновь освящен.

В 1838 г. по указанию свт. Антония была сооружена Митрофановская трапезная ц., предназначавшаяся только для монахов. Одноэтажный каменный храм с деревянным куполом, обнесенным железной решеткой, примыкал к братской трапезной и соединялся с помещением 5 арками. В 1839 г. в трапезной Благовещенского собора был устроен придел во имя свт. Мирофана Воронежского. Здесь по вторникам после вечерни читался акафист святителю и проходили публичные чтения статей религиозно-нравственного содержания. На главном монастырском дворе в 1893 г. была построена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ок. 1862-1864 гг. при монастыре построен странноприимный дом для богомольцев.

Святыни, реликвии и ризница

Мощи свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе находились в кипарисовой раке, стоящей на 6 бронзовых ножках в виде орлов. На левой стороне раки имелось рельефное изображение погребения святителя. Под рельефом высечены слова имп. Петра I, сказанные во время траурной церемонии: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности отданием последнего долга». С другой стороны раки помещалась надпись об открытии мощей в 1832 г., в которой упоминалось, что имп. Петр I, как и имп. Николай I, тоже почитал святого. У главы, где совершались молебствия святителю, стоял архиерейский жезл - точная копия его жезла, хранящегося в ризнице собора. Над ракой на высоких серебряных колоннах возвышалась серебряная сень, изготовленная в Москве в 1860 г. Наряду с мощами почиталась ветхая мантия святителя из грубой крашеной ткани, которую часто носили по домам, где проживали тяжелобольные. В Благовещенском соборе также хранились 84 частицы мощей святых и часть ризы Господней. В Митрофановской трапезной ц. стояла кипарисовая рака свт. Митрофана, в которой первоначально пребывали его мощи.

Иконостас Благовещенского собора, созданный в 80-х гг. XVIII в., был обновлен в 1868-1875 гг. Его изготовили из разноцветного мрамора, привезенного из Италии (стоимостью в 42 тыс. р.) при посредстве московского подрядчика П. С. Кампиони. Бронзовые базы и капители были изготовлены на средства с.-петербургских фабриканта Ф. Шопена и купца Верховцева. Иконы были написаны худож. Тюриным. Общая стоимость нового иконостаса составила ок. 80 тыс. р. Настенная живопись в соборе отсутствовала. Его стены и своды украшал лепной орнамент. «Гладкие места окрашены в нежный бирюзовый цвет, а лепные - в белый». В нач. XX в. на 8 столбах собора были помещены «16 картин, написанных на полотне», с изображениями святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Михаила, митр. Киевского, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, равноапостольных Владимира, Кирилла и Мефодия, преподобных Алексия, человека Божия, Анастасия Синаита, Сергия Радонежского, Иоанна Дамаскина и др. В алтаре имелся «величественный образ Великого Архиерея Господа Иисуса Христа», написанный Тюриным. В диаконнике и жертвеннике при алтаре находились портреты свт. Митрофана. Один был написан, вероятно, в последние годы его жизни и к нач. XX в. «пострадал от времени». Др. образ свт. Митрофана в 1832 г. написал худож. И. Шевцов. Все эти изображения носили по домам для служения молебнов.

Над ракой у главы свт. Митрофана помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, украшенная серебряным окладом, бриллиантами и жемчугом. По преданию, этой иконой благословил свт. Митрофана патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) при возведении в сан епископа. При жизни святителя образ висел в его келье. Др. почитаемая Смоленская икона Божией Матери («старинная греческая»), по преданию, ранее находилась в азовском Иоанно-Предтеченском мон-ре. Когда в 1711 г. Азов вновь перешел под власть Турции, икона была перенесена в Борщёвский Троицкий мон-рь. В 1737 г. еп. Воронежский и Елецкий Иоаким (Струков) украсил ее дорогой ризой и перенес в Благовещенский собор. Др. святыня - Иверская икона Божией Матери - была прислана с Афона и в 1884 г. тамбовской помещицей Рахманиновой украшена серебряной ризой.

Рядом с мощами свт. Митрофана находилась икона прп. Макария Унженского, к-рого святитель особенно почитал. Здесь же хранился образ свт. Митрофана, шитый золотом и серебром по бархату. В 1903 г. на пожертвования московского худож. М. В. Малова была написана ростовая икона свт. Митрофана, поставленная над ракой святителя у него в ногах. Киот для иконы выполнен из мрамора. Мраморный киот был сделан и для Смоленской иконы Божией Матери.

В нач. XX в. в ризнице М. В. м. хранились вещи, принадлежавшие свт. Митрофану или связанные с ним: панагия, митра и жезл, крест, а также 4 его черновых письма 1698 и 1699 гг., синодик свт. Митрофана («рукопись с миниатюрами»); рукописная книга «О небесном священстве» свт. Дионисия Ареопагита, писанная полууставом, купленная свт. Митрофаном в Москве; ставленные священнические грамоты, подписанные святителем в 1684 и 1699 гг.; 4 антиминса, освященные им в 1686, 1681, 1695 гг.; 5 Евангелий, в т. ч. Патриаршее Евангелие (1689) в серебряном окладе весом 1 пуд 20 фунтов; 2 серебряных креста с мощами; ковчег для мощей (1682-1683), шитая золотом плащаница (1702). В ризнице хранились дары имп. фамилии: серебряная лампада к мощам свт. Митрофана от вел. кнг. Елены Павловны (1836); покрывало из золотой парчи, пожертвованное имп. Николаем I; такое же покрывало от имп. Александры Феодоровны (1837); ковры работы вел. кнж. Марии Николаевны (1837).

Материальное положение

По штату денежное содержание М. В. м. было скромным. Основные доходы монастырю приносили пожертвования от паломников, приезжавших поклониться мощам святителя. Однако мон-рь был настолько тесно связан с архиерейским домом, что отделить доходы обители от доходов епархии затруднительно. Встречается лишь приблизительная оценка доходов М. В. м. в период правления Воронежского и Задонского еп. Вениамина (Смирнова) (1886-1890), содержащаяся в памфлете, вероятным автором к-рого был Н. П. Гиляров-Платонов. В памфлете утверждалось, что епископ «получает до 25 000 рублей дохода от воронежского Митрофаниева монастыря» (Разумевающие верой. С. 294).

Библиотека и архив

В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в.

Некрополь

Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь.

Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения

Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Первоначально Воронежская ДС располагалась в архиерейском доме и при Благовещенском соборе. По проекту Кваренги в комплекс архиерейского подворья должна была войти и семинария. Недостаток средств не позволил осуществить замысел; семинария переехала в др. здание. Однако М. В. м. продолжил образовательную деятельность. До 1882 г. при мон-ре действовало муж. духовное уч-ще, содержавшееся на средства обители. В 1889 г. открыта церковноприходская школа, преобразованная позже в 2-классную. Для нее при М. В. м. построили здание, в к-ром обучалось ежегодно до 150 учеников; мон-рь полностью оплачивал ее содержание. В 1900 г. на средства М. В. м. была построена еще одна церковноприходская школа.

В 1885 г. при М. В. м. учреждено братство святителей Митрофана и Тихона, призванное вести миссионерскую и церковно-просветительскую работу. В здании монастыря братство организовало большую б-ку (ок. 5500 книг) и читальню. С окт. до Пасхи в читальном зале братства по воскресеньям и вторникам проводились религиозно-нравственные чтения для народа со «световыми картинами». Деятельными членами братства были наместник архим. Александр (Кременецкий) и Л. З. Кунцевич. 25 янв. 1898 г. при М. В. м. открылся Воронежский отдел Православного Палестинского общества. 31 янв. 1901 г. в братском читальном зале М. В. м. состоялось открытие Воронежского церковного историко-археологического комитета. Издание комитета - «Воронежская старина» - оставалось незаменимым источником по истории Воронежской епархии и края.

М. В. м., обладавший значительными средствами, развернул благотворительную деятельность, особенно активную в годы русско-тур. войны 1877-1878 гг., русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой мировой войны 1914-1918 гг. Значительную помощь мон-рь оказывал голодающим крестьянам в 1891-1892 гг. Стараниями архиеп. Тихона (Никанорова), ректора Воронежской ДС свт. Серафима (Соболева) и наместника архим. Александра (Кременецкого) велась подготовка к канонизации свт. Антония (Смирницкого). 22 окт. 1914 г. над местом его погребения была освящена часовня-усыпальница. Синодальная комиссия осмотрела останки свт. Антония. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. обсуждалось предложение о канонизации свт. Антония, однако начавшаяся революция и гражданская война помешали довести до конца это намерение.

1918-1956 гг.

26 янв. (8 февр.) 1918 г. большевики расстреляли крестный ход у стен М. В. м., погибли несколько человек. В дек. того же года в губсовнархоз был представлен перечень предметов, содержащих драгоценные металлы, подписанный наместником архим. Александром (Кременецким), казначеем Илиодором, ризничим Никоном, экономом Вассианом и благочинным Иоанном. В списке значились 96 икон в дорогих окладах, серебряная рака весом 9 пудов 36 фунтов, серебряные сени над ракой в 23 пуда 6 фунтов. Остальные предметы перечислены без указания веса: 17 напрестольных крестов, 6 ковчегов и дарохранительниц, 102 лампады, 10 кадил, 12 панагий в серебряных окладах. 3 февр. 1919 г. по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей свт. Митрофана, чтобы «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Присутствовать при этом кощунственном акте заставили архиеп. Тихона (Никанорова), игум. Владимира и иером. Феону. После вскрытия мощи были оставлены в мон-ре.

Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г.
Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г.

Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г.

В июле 1919 г. в М. В. м. распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь. Ок. 300 узников разместили в келейном и др. корпусах, но в храмах некоторое время совершались богослужения. В концлагерь перевели и заключенных местной тюрьмы. В нач. окт. того же года, когда в Воронеж вошли отряды Белой Армии, были обнаружены тела 8 монахов со следами жестоких истязаний (в т. ч. их «причащали» расплавленным оловом): иеромонахов Нектария (Иванова), Серафима, Спиридона и др. Насельники были замучены по приказу коменданта Воронежа поляка (или латыша) П. П. Скрибиса. Тела убиенных монахов похоронили на монастырском кладбище, заупокойную службу совершил архиеп. Тихон (Никаноров). Убиенные монахи канонизированы в 1981 г. в сонме новомучеников Российских на Соборе РПЦЗ. В конце окт. город вновь заняли отряды Красной Армии, и после небольшого перерыва концлагерь в М. В. м. был восстановлен. В лагере существовали сапожная, слесарная, портняжная и граверная мастерские. В отчете коменданта Рейзина за 27 марта - 2 апр. 1921 г. говорится: «Заключенных Митрофановского концентрационного лагеря состоит 1070 человек, 375 рабочих и 695 крестьян. За этот период прибыло в лагерь 60, освобождено до окончания срока 38. Смертельных случаев 13, бежал из расположения лагеря 1». Большинство заключенных имели небольшие сроки - от 2 недель и до 2 лет. Но есть упоминания о сроках от 10 лет до пожизненного. При Митрофановском концлагере были открыты школа политграмоты, б-ка-читальня. Среди заключенных находился виолончелист Л. В. Ростропович (1892-1942), отец М. Л. Ростроповича. Концлагерь действовал до 1923 г.

В нач. 20-х гг. XX в. М. В. м. еще не был закрыт и сосуществовал с концлагерем. Благовещенский и Архангельский соборы еще действовали, в мон-ре проживала часть братии. Осенью 1921 г. в документах того времени упоминается игум. Илиодор. В обители по-прежнему находилась резиденция главы епархии. 2 марта 1920 г. в Благовещенском соборе был погребен сщмч. Тихон (Никаноров), отпевание совершил его преемник, еп. Владимир (Шимкович), в сослужении еп. Верейского Модеста (Никитина).

Согласно списку храмов губернии кон. 1922 г., в мон-ре были закрыты Архангельская, крестовая (в доме епископа) и Митрофановская трапезная церкви. В остальных храмах обители служили обновленцы. Викарий Воронежской епархии еп. Митрофан (Поликарпов) называл М. В. м. и Троицкий собор «двумя величайшими центрами проповеди живоцерковщины» в Воронеже. Настоятелем Благовещенского собора при обновленцах был прот. Димитрий Адамов. После смерти архиеп. Тихона (Василевского). уклонившегося в 1923 г. в обновленческий раскол, здесь находилась кафедра самозваного митрополита Центрально-Чернозёмной обл. Корнилия (Попова).

В авг. 1929 г. на поклонение мощам свт. Митрофана пришло множество паломников, в основном крестьян. Советская власть инспирировала среди рабочих и служащих Воронежа кампанию с целью ликвидации мощей, а заодно и закрытия мон-ря. Собрания рабочих прошли на мн. заводах города: им. Коминтерна, им. Ленина, им. Дзержинского. В антирелигиозной брошюре, изданной областным советом Союза воинствующих безбожников Центрально-Чернозёмной области, подсчитаны расходы паломников с учетом потерянных рабочих дней: 320 тыс. р. в год. В заключении брошюры содержался призыв: «Не пора ли отказаться от такого невыгодного расхода и прекратить ежегодное празднование обнесения «мощей» Митрофана и Тихона?» 20 авг. того же года президиум горсовета принял решение о закрытии М. В. м. и об изъятии мощей. Власти ссылались на требование 53 тыс. воронежцев, на злостное «использование мощей для обмана отсталого крестьянства». Сама процедура изъятия мощей свт. Митрофана состоялась в 1-ю неделю янв. 1930 г. Председатель областного совета Союза воинствующих безбожников П. К. Зарин демонстрировал собравшимся извлеченную из раки главу свт. Митрофана, позировал с ней фотографам. Нетленные мощи святителя были переданы в краеведческий музей, благодаря чему сохранились и в сент. 1989 г. были возвращены РПЦ. Был организован митинг (25 тыс. чел.), собравшиеся около М. В. м. «потребовали» снять колокола со всех монастырских церквей и сдать их в металлолом. Горсовет немедленно принял такое постановление. 28 янв. 1930 г. монастырская звонница лишилась всех колоколов, их отправили на переплавку.

По воспоминаниям неизвестного воронежца, в 1929 г. «в Пасхальную заутреню» рядом с М. В. м. «начался разгул погромной деятельности «Союза безбожников», возглавляемого неким Зориным [Зариным]. Во время крестного хода вокруг храма появились комсомольцы с оркестрами, плясунами, ряжеными, пытаясь нарушить молитвенное настроение у молящихся. Колокольного звона уже не было, колокола уже были сняты. Но, слава Богу: Пасхальная заутреня была дослужена до конца, и она была последняя в монастыре... «Союз безбожников» уже заранее был подготовлен к кощунству над мощами святителя Митрофания. В самый день торжества неожиданно были запрещены всякие богослужения, был создан особый комитет из коммунистов, которые вскрыли мощи св. Митрофания, сели в автомобили и, вместе с останками, показали народу предметы, не относящиеся к мощам, конечно, ими же вложенные специально для антирелигиозной пропаганды. Руководители этой кощунственной церемонии - секретарь комитета коммунистической партии Варейкис и начальник области Рябинин. Впоследствии оба они были расстреляны большевиками. Вскоре закрыт был и собор... Приставные иконы у стен были уничтожены. В самом здании собора сделали завод бетонных кирпичей для городского строительства… Нашелся один маляр, который за тысячу рублей согласился срезать крест на колокольне: срезал и вскоре сошел с ума» (В-ч. 1993).

После закрытия М. В. м. в Благовещенском соборе был устроен ломбард, в июне 1930 г. горсовет решил разместить в мон-ре Физиатрический ин-т. В 30-х гг. XX в. в певческом корпусе М. В. м. находился областной архив. Во время Великой Отечественной войны здания М. В. м. оказались в эпицентре боев. Колокольня, занятая фашистами и использовавшаяся ими как наблюдательный пункт, была уничтожена советской артиллерией. В 1943 г. в сохранившихся зданиях поселились жители разрушенного Воронежа. В 1944 г. акад. Л. В. Руднев предложил проект восстановления Воронежа, в котором на месте М. В. м. предлагалось построить мемориал в честь Победы с 75-метровой башней, равной по высоте разрушенной колокольне. Проект не был утвержден. В 1956-1965 гг. на территории монастыря построили главный корпус Воронежского государственного университета (проект архитекторов П. И. Суковнина, А. П. Станиславской и В. А. Павлова). В ходе строительства монастырские здания были снесены, сохранились лишь фрагменты каменной опорной стены и бывш. странноприимный дом (гостиница) (ныне ул. Нарвская, дом 8).

20 авг. 2007 г., во время празднования 175-летия обретения мощей свт. Митрофана, митр. Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) освятил поклонный крест на месте мон-ря.

Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. И-210. Оп. 1. Д. 5-15; Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1056; Ф. И-30. Оп. 1. Д. 361; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 17, 281, 282, 473, 428; Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 402-403.
Ист.: [Савостьянов Н. М.] Ист. и стат. описание г. Воронежа с присовокуплением описания находящейся в оном 1-кл. обители во имя св. Митрофана. М., 1839; Разумевающие верой: Переписка Н. П. Гилярова-Платонова и К. П. Победоносцева: (1860-1887). СПб., 2011.
Лит.: Димитрий (Самбикин), архим. Указ. храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1885. Вып. 3. С. 19-61; он же. Хронологический указ. церквей в Воронежской епархии: (1586-1886). Воронеж, 1886; Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь // Воронежские ЕВ. 1887. № 21. С. 851-863; № 22. С. 889-896; Знаменательный для Воронежа день 8 мая // Там же. № 11. С. 453-458; [О посещении Воронежа царской семьей] // Воронежские ГВ. 1887. № 33, 34; Былов М. Открытие кафедр. Благовещенского Митрофанова мон-ря при кафедр. Благовещенском соборе г. Воронежа // Воронежские ЕВ. 1888. № 10. С. 485-500; Зверев С. Е., свящ. Древности Воронежского Благовещенского собора // Там же. 1892. № 4. С. 137-142; Поликарпов Н. И. Обновление Митрофанова мон-ря // Там же. 1898. № 17. С. 687-689; он же. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофановского мон-ря // Там же. 1900. № 6. С. 250-258; он же. Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь (бывш. Благовещенский собор г. Воронежа) // Воронежская старина. 1905. Вып. 5. Прил. С. 3-56; Освящение обновленного Благовещенского собора Митрофанова мон-ря // Воронежские ЕВ. 1903. № 17. С. 738-743; Ширкевич С. И., свящ. Домовые церкви г. Воронежа // Воронежская старина. 1908. Вып. 7. Прил. С. 150-162; Кременецкий А. С., свящ. Благовещенский собор Воронежского 1-кл. Митрофанова мон-ря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; Литвинов В. В. Воронежский губернатор Д. Н. Бегичев и его распоряжения при открытии мощей св. Митрофана и перенесении их из Архангельского собора в Благовещенский // Воронежская старина. 1914. Вып. 13. Отд. 2. С. 109-121; Лукомский Г. К. Воронежская старина: О нек-рых памятниках старинной архитектуры Воронежа. Пг., 1915; Как живут и работают концентрационные лагеря // Воронежская коммуна. 1922, 6 сент.; Успенский Ю. И. Старый Воронеж: Худож.-ист. очерк. Воронеж, 1922; Воронежские «чудотворцы». Воронеж, 1929; Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982; он же. Воронеж: Ист. хроника. Воронеж, 1989; Митин В. А. Постройки Джакомо Кваренги в Воронеже // Из истории г. Воронежа. Воронеж, 1984. С. 87-98; Крашенинников А. Ф. Неизвестный проект Кваренги ансамбля архиерейского двора в Воронеже // Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 266-270; он же. Проекты архит. Кваренги для Воронежа // Воронежский краевед. сб.: Из истории культуры края. Воронеж, 1985. С. 163-191; Санин С. О воронежских концлагерях // Молодой коммунар. Тула, 1991. 15, 18, 20 июня; Бруин К., де. Путешествие в Московию // Воронежский край XVIII в. в описаниях современников. Воронеж, 1992. С. 13-35; В-ч В. Судьба воронежских святынь // Воронежский курьер. 1993, 18 нояб.; Акиньшин А. И. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 143-155; он же. Митрофановский Благовещенский муж. мон-рь // Воронежская энцикл. Воронеж, 2008. Т. 1. С. 495; Тимофеев А. (псевд., Попов П. А.) Последний визит русского царя // Воронежский курьер. 1994. 10 сент.; Ист.-культурное наследие Воронежа. Воронеж, 2000; Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки. Воронеж, 2003; Четкина Н. Невосполнимая утрата // Воронежский вестн. архивиста. 2006. Вып. 4. С. 199-204; Рылов В. Ю. Концлагерное «строительство» в Воронежской губ. в 1921 г. // Из истории Воронежского края. Воронеж, 2010. Вып. 17. С. 153-156; он же. Принудительный труд и концентрационные лагеря в Воронеже, 1919-1922 гг. // Там же. 2011. Вып. 18. С. 233-248; он же. Концлагерь в мон-ре // 1-е церк.-ист. Митрофановские чт. Воронеж, 2012. С. 149-182; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011; Макеев Н. В. Воронежский епарх. миссионер Л. З. Кунцевич: Мат-лы к житию Воронежского новомученика // Там же. С. 98-113; Попов П. А., Фирсов Б. А. Старый Воронеж: Из истории городского быта XVIII-XX вв. Воронеж, 2013; Город через столетие: Век нынешний и век минувший. Воронеж, 2014; Воронежские губернаторы и вице-губернаторы, 1710-1917: Ист.-биогр. очерки. Воронеж, 2015.
М. А. Прасолов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Митрофанов воронежский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, находился в г. Воронеже
См.также:
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл.
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, мужской, расположен в Волоколамском р-не Московской обл.
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ.
КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.)